Понедельник, 9 февраля, 2026

«Спагетти-Джанкшен» — легендарная развязка Мидленда, которая сделала Бирмингем знаменитым

Это довольно сюрреалистическое сооружение Бирмингема, место назначения многих школьных экскурсий в детстве. Умные люди утверждают, что на бумаге выглядит так, будто это не должно работать, но каким-то образом оно работает. Некоторые, даже называет это сооружение восьмым чудом света. Речь о знаменитом «Спагетти-Джанкшен», или официально — транспортная развязка Грейвелли-Хилл.

К слову, с точки зрения пешехода, в распоряжении которого находится обильно украшенное граффити пространство под «Спагетти-Джанкшен», оно весьма спокойное. Здесь есть зелень, которая по мере своих возможностей борется с выхлопными газами от автомобилей над головой. К тому же это пространство предлагает приют с «крышей над головой» для бездомных в этом районе, которых часто выгоняют из других мест. Подземная часть «Спагетти-Джанкшен», безусловно, является недооцененной зоной. Более подробно о неоднозначной транспортной развязке Бирмингема, которая недавно отметила свой полувековой юбилей читайте на birmingham-future.com.

Восьмое чудо света

На протяжении своего существования, а это уже более полувека, транспортная развязка Грейвелли-Хилл, которую ласково называют в народе «Спагетти-Джанкшен», вызывала  противоречивые мнения. Ее открытие состоялось 24 мая 1972 года. Мероприятие было очень успешным, ведь этот транспортный узел стал завершающим элементом большого инфраструктурного проекта, который разработали специально для того, чтобы соединить несколько основных транспортных потоков в центре новой системы автомагистралей, даже не Бирмингема, а всей Англии.

Произошло то, что должно было произойти несколько раньше, а именно, эта сложная многослойная бетонно-стальная конструкция, объединила как национальные, так и местные автомагистрали, направив транспортный поток в город Бирмингем через многополосную скоростную автомагистраль Aston Expressway. Казалось бы, о чем тут говорить, объединила и объединила, направила и направила, для того ее и строили. Но дело в том, что Грейвелли-Хилл всегда была не просто транспортным узлом, она была и есть чем-то гораздо большим для жителей Бирмингема.

«Спагетти-Джанкшен» стала инженерным чудом, которое нанесло определенный ущерб местным общинам и окружающей среде. Чтобы освободить место для почти 12,7 тыс. тонн конструкционной стали и 175 тыс. тонн бетона, было снесено аж 146 домов. Ко всему довелось перепланировать ландшафт под развязкой. Это означало, что реку Тейм перенаправили, создав Салфордское водохранилище, ну и, как часто бывает, в таких случаях и парк. Но и это не все. За рекой развязка охватила, пересекая каналы Гранд-Юнион, Бирмингем и Фейзли, железнодорожную линию Бирмингема и Юго-Западной железной дороги, а также главную региональную газопроводную магистраль.

Учитывая такое количество работы, проект провозгласили чудом современного мира, которое, и не напоминало что-то другое. Даже прославленный на весь мир своей дорожной инфраструктурой Лос-Анджелес, по мнению «брамми», просто отдыхал. После строительства, в том же 1972 году архитектурный критик Рейнер Бенхэм отметил в статье для журнала «New Society», что плотно расположенные изогнутые и пересекающиеся перспективы двойных рядов колонн, казались еще более необычайными, если смотреть на них из окна движущегося автомобиля. И вообще, по мнению критика, этот транспортный узел был великим произведением искусства Бирмингема.

Автор проекта

Несколько слов об авторе проекта, главном инженере, лондонском архитекторе Оуэне Уильямсе. Уильямс был известен рядом ключевых модернистских зданий, включая  здание Экспресс в Манчестере и помещение Бутс D10 в Ноттингеме. Он родился в 1890 году в Тоттенхэме, в семье бакалейщика валлийца. Позже его семья переехала в Лондон. Известно, что Оуэн Уильямс учился в одной из школ Тоттенхэма, будучи большим знатоком математических наук. Позже юноша работал в одной из лондонских компаний, параллельно, получая степень инженера в Лондонском университете.

Далее была работа главным консультантом компании «Выставка Британской империи», благодаря которой он познакомился с архитектором Максвеллом Айртоном. В итоге этот творческий дуэт разработал мосты в Шотландии. Известно, что Уильямс проектировал свои здания, как функциональные сооружения, украшая их декоративными фасадами. Будучи скорее инженером, чем архитектором, он работал над серией железобетонных сооружений в межвоенный период.

После Второй мировой войны Оуэн Уильямс был приглашен для работы над разработкой первого плана системы автомагистралей Великобритании. Среди работ архитектора, которые не связаны с дорогами Dorchester Hotel, фармацевтическая фабрика the Boots в Ноттингемшире, оздоровительный центр Pioneer на юге Лондона.

Как развязка изменила Бирмингем

После сдачи в эксплуатацию «Спагетти-Джанкшен» стал переворотом, не только для автолюбителей города или страны, но и для властей Бирмингема. Это позволило восстановить авторитет города, как на уровне Великобритании, так и на мировой арене. Как известно, в Бирмингеме давно хотели построить окружную автодорогу. Это стало особенно актуальным после Второй мировой, когда автомобильная промышленность процветала. Напомним, что во время войны Бирмингем подвергся значительным разрушениям, от бомбежек немецкой авиации. С увеличением благосостояния пришла и большая мобильность. Поскольку города и районы на север от Бирмингема привлекали жителей пригородов, увеличился пассажиропоток.

Но были и определенные проблемы. В начале 1970-х годов многополосная автомагистраль, так нагло прорезавшая городскую застройку, была совершенно новым явлением. Поэтому неудивительно, что к ее существованию пришлось приспосабливаться. Уже, даже после строительства, были случаи, когда пешеходы пытались пересекать скоростную автомагистраль Aston Expressway, маневрируя среди потоков быстрого автотранспорта.

Но новизна развязки неоднозначно влияла не только на пешеходов. Автомобилисты иногда тоже попадали впросак. Для них, даже было выпущено специальное советующее пособие, в котором советовали, как безопасно ездить на этой части пути. Среди советов были следующие — использовать глаза, ездить по знакам, и тогда без проблем можно не заблудиться на «Спагетти».

Тем временем Британская автомобильная ассоциация попыталась развеять беспокойство автолюбителей относительно использования перекрестка. Она сообщила своим членам, что собранную электронными детекторами на проезжей части информацию будет анализировать цифровой компьютер. Это было необходимо, чтобы отслеживать аварии или неисправности и предотвращать дорожные «пробки».

Перекресток, как источник вдохновения

Как оказалось, эта развязка изменила не только привычку людей пользоваться дорогами, но и само понимание города. Можно сказать, что с ее появлением берет начало современная эпоха. Первыми, кто сориентировался в ситуации и довольно быстро воспользовался ею стали кинематографисты.

К примеру, британский режиссер Дэвид Аски в 1973 году в своем псевдо психоделическом мюзикле «Take Me High» рассказал историю о самоанализе банкира-торговца Тима Мэтьюза, которого сыграл Клифф Ричард, во время его миссии по спасению ресторана «Брамбургер». Так вот, в заявлении о переходном состоянии британского города середины века Мэтьюз выбирает своим домом канал, а способом передвижения транспортным средством эстакаду «Спагетти-Джанкшен», которая используется как символ современности.

Источники:

Latest Posts

....... . Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.